ГЛАВНАЯ
Вышла из печати новая книга Сергея Горбатенко "Архитектор Андреас Шлютер. Жизнь и творчество"
Ein neues Buch von Sergey Gorbatenko „Baumeister Andreas Schlüter. Leben und Werke“ ist erschienen
Монография посвящена творческому пути выдающегося архитектора и скульптора европейского барокко Андреаса Шлютера, последний год жизни которого прошел в Санкт-Петербурге. В книге отражены главные периоды творчества мастера. На основе работ польских и немецких исследователей рассмотрены произведения Шлютера в Польше и нынешней Украине, в Берлине и на территории бывших прусских владений. С опорой на труды российских ученых, собственные публикации и исследования, рассмотрен петербургский этап жизни Шлютера. Раздел, посвященный работе А. Шлютера на острове Котлин, написан архитектором Андреем Гуничем.
В приложениях приведены тезисы диссертации немецкого исследователя Й. Ротамеля и статьи, посвященные возрождению главного произведения Андреаса Шлютера – Берлинского дворца.
Издание адресовано как исследователям, так и всем интересующимся отечественной и европейской историей и архитектурой.
Книга вышла в издательствое "Историческая иллюстрация":
(812) 412 07 37 Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
МЕНЯЮЩЕЕСЯ НАСЛЕДИЕ
В ближайшие дни выйдет в свет новая книга экс-директора Центра всемирного наследия Франческо Бандарина, принимавшего горячее участие во всключении Санкт-Петербурга в Список всемирного наследия и избавлении нашего города от небоскреба Охта-центра. Вот его письмо.
ПЛОХИЕ НОВОСТИ О ФАБРИКЕ «КРАСНОЕ ЗНАМЯ»
22, 28 марта 2024
Застройщик «Авант» снес один из бывших фабричных корпусов к югу от ансамбля Эриха Мендельсона и, судя по всему, вскоре приступит к демонтажу 2-й очереди строительства фабрики 1930-50-х гг. Напомним, что эта часть ансамбля, включающая часть главного корпуса и один из красильных цехов (на фото вверху), совместными усилиями «экспертов» Филиповича, Штиглиц, Алехиной при поддержке равнодушных членов Совета ИКОМОС Санкт-Петербурга была снята КГИОП с охраны и «приговорена» к сносу. Новые пристройки неминуемо исказят архитектурную концепцию Э. Мендельсона, в том числе его идею «триады», наиболее последовательно воплощенную в трех красильных цехах, примыкающих к единообразному монолиту главного корпуса.
Судя по рекламе из Интернета, продажа квартир началась. И уже новый южный дом, который, вероятно, будет построен первым, нанесет непоправимый ущерб оставленной КГИОПом под охраной части главного корпуса: арх. С. Липгарт в угоду интересам заказчика и своим «артистическим» амбициям заменил открытое пространство перед ним узким коридором. Новый дом, тесно прижатый к историческому памятнику, подавит его своей массой и составит гигантский визуальный барьер, благодаря которому историческое здание фабрики со стороны Чкаловского проспекта практически не будет восприниматься (проектная аксонометрия вверху). И это уже не говоря о том, что новоявленный маэстро смело "обогащает" концепцию Э. Мендельсона собственной архитектурой западной части главного корпуса и обращенного к Пионерской улице одного из цехов "триады", которая в результате этого перестанет существовать.
Особый цинизм происходящего состоит в том, что застройщик AAG, прикрываясь именем Эриха Мендельсона, в рекламном буклете провозглашает: «AAG бережно сохраняет наследие гениального автора… В результате трехлетней работы удалось найти технические решения для воссоздания внешнего и внутреннего облика здания… Архитектура квартала сохранила ключевые элементы, заложенные гением автора…». То же самое повторяется на сайте AAG: «AVANT вдохновлен историческим памятником [–] проектом текстильной фабрики, созданным более 100 лет назад новатором своего времени и гениальным архитектором XX века Эрихом Мендельсоном».
В нашу эпоху торжествующих фейков в подобных рекламных заявлениях нет ничего удивительного. Остается добавить, что вышеупомянутое вдохновение достигнуто ценой надругательства над наследием великого мастера.
С. Горбатенко,
Подведены итоги совещания в аппарате Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге
1 марта 2024
09 февраля 2024 г. Уполномоченным по правам человека в Санкт-Петербурге проведено экспертное совещание по вопросу внесения изменений в Закон Санкт-Петербурга от 19.01.2009 № 820-7 «О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия…».
В совещании приняли участие депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, представители Управления Министерства культуры Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе, представители ЦС ВООПИК, СПб ГО ВООПИИК, СПбО РНК ИКОМОС, Союза архитекторов Санкт-Петербурга, Союза краеведов Санкт-Петербурга, Всемирного клуба петербуржцев, общества «Старый Петербург», движения «Живой Город», исследователи архитектуры, искусствоведы.
Итоги совещания подведены. Итоговое письмо и протокол совещания прилагаются:
Проблема Мастерового двора в Петергофе рассмотрена Научным комитетом по культурным ландшафтам Национального комитета ИКОМОС
20 февраля 2024 г. на заседании Научного комитета по культурным ландшафтам (НККЛ) Национального комитета ИКОМОС, Россия был рассмотрен вопрос «О выводах государственной историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия – «Мастеровой двор (3 здания)», расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. Петергоф, Калининская улица, 3, выполненной экспертом М.В. Макаровой».
Мастеровой двор, расположенный в центральной части Петергофа между Верхним садом и Красным прудом, рядом с Кавалерскими домами, Официантским домом (ныне Администрация Петергофского района), б. Церковно-приходской школой и Петергофской гимназией, занимает это место в культурном ландшафте Петергофа по крайней мере с середины XVIII в. Он входит в границы компонента 540-017а «Исторический центр города Петергофа, включая дворцово-парковый ансамбль Верхнего сада и Нижнего парка» петербургского объекта всемирного наследия.
Деревянная архитектура Псковщины
Александр Гордин
Псков и его окрестности ассоциируются у нас, главным образом, с каменной, точнее плитняковой, кладкой: длинные седые стены и толстобокие башни, высоко вознесенные звонницы, церкви, своею массивностью, своими узкими бойничными окнами и вездесущим мотивом бегунца напоминающие о раннероманских храмах, что приютились у склонов Пиренеев и Альп... Однако есть на Псковщине обширные районы, где господствующим материалом – даже в церковном строительстве – столетиями оставалось дерево: ель или сосна.Это, прежде всего, бывший Опочецкий уезд, частью которого был некогда и «Пушкинский уголок» (Михайловское – Тригорское – Петровское – Святые Горы). Как это ни странно – после пронесшегося по этим местам урагана Второй мировой войны и нынешнего запустения кое-что дожило здесь и до наших дней. Последние свидетели жизни дореволюционной деревни, последние образцы «правильной» городской или даже созданной по профессиональным проектам архитектуры. Живые документы плотницкого искусства старой России. И что особенно обращает здесь на себя внимание, так это простота и строгость художественно вкуса. Проявление ли то извечного псковского аскетизма и псковской бедности, или также следствие близости Прибалтики и Петербурга, но мы почти не встретим здесь обычной в русской провинции купеческой аляповатости, ни пресловутого «узорочья». В этом смысле деревянная Псковщина, безусловно, гораздо ближе к Русскому Северу (но также и к Белоруссии), нежели к центральной России.
Конференция «Реставрационные работы в мемориальных парках»
«Реставрационные работы в мемориальных парках»
Научно-практическая конференция «Сады и парки России»
памяти В.А. Агальцовой
24 – 27 апреля 2024 г.
С 24 по 27 апреля 2024 года в Пушкинском Заповеднике планируется проведение очередной научно-практической конференции парковой тематики. В этом году она будет посвящена памяти выдающегося ландшафтного архитектора, педагога, автора ряда проектов реставрации исторических мемориальных парков, автора работ по истории и восстановлению мемориальных парков и лесопарков, Валентины Александровны Агальцовой.
О сессии научных комитетов Национального комитета ИКОМОС
4.12.2023
На прошедшей неделе, 29 ноября, состоялась сессия научных комитетов Национального комитета ИКОМОС, где о проблемах и перспективах нашего научного комитета сообщил его Президент, проф. Ю.А. Веденин. Содержание его выступления сводилось не только к тем вопросам, о которых было сказано в разосланном членам комитета по культурным ландшафтам тексте выступления, но учло присланные вами дополнения и затронуло темы, которые поднимались на сессии. Особое внимание он уделил той объединяющей роли, которую может сыграть именно наш комитет в силу междисциплинарности самого концепта культурного ландшафта.
Проект поправок против небесной линии Санкт-Петербурга?
27.11.2023
В настоящее время готовятся поправки ко второму чтению по проекту изменений в Генеральные план Санкт-Петербурга. В числе этих изменений наиболее опасными представляются предлагаемые во имя агрессивных планов Газпрома (новые небоскребы в Лахте, фальшивая колокольня Смольного монастыря), угрожающих выдающейся всемирной ценности города. Здесь мы помещаем письмо Общества защиты памятников "Старый Петербург", адресованное депутатам ЗАКСа с целью воспрепятствовать принятию этих поправок. Несмотря на некоторые языковые шероховатости в письме, мы полностью разделяем его содержательную часть. Письмо предоставлено для публикации на сайте членом Совета общества "Старый Петербург" Л.В. Семыкиной.
Приговор петергофскому Мастеровому двору экспертом вынесен – остальное зависит от КГИОП
Петергфский Мастеровой двор, здание Мастерских и кладовых
21 августа 2023 г. на сайте КГИОП был размещен Акт по результатам ГИКЭ выявленного объекта культурного наследия «Мастеровой двор (3 здания)», расположенного по адресу: Санкт‑Петербург, г. Петергоф, Калининская улица, 3, с целью обоснования включения объекта культурного наследия в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Эта формулировка фактически отдает любой выявленный ОКН (ВОКН), обладавший до этого правами памятника, на волю решения единственного эксперта. И если такое решение было заранее предопределено негласной договоренностью между экспертом и заказчиком, то объект, по той или иной причине «мешающий» последнему, может быть легко объявлен недобросовестным экспертом не обладающим историко-культурной ценностью. Он вынесет «отрицательное» экспертное заключение, а затем последует решение органа охраны (в нашем случае КГИОП) об исключении объекта из перечня ВОКН – и владелец (чаще всего он же заказчик) сможет распоряжаться им, уже не обремененным охранным статусом, как ему заблагорассудится.
Еще статьи...
- Сигнал тревоги о наследии ИКОМОС Финляндии
- С Международным днем защиты наследия!
- Модель историко-культурного опорного плана Петроградского района
- Всемирная ценность Санкт-Петербурга под угрозой (по поводу интервью губернатора А. Беглова)
- Исторический центр Одессы включен в Список всемирного наследия
- Археологическим ценностям Охтинского мыса угрожает котлован ОДЦ
- Санкт-Петербург и архитектурные амбиции Газпрома
- В КГИОП направлено Заявление о взятии под охрану ансамблей Нарвской заставы
- Проект решения Архитектурно-градостроительной секции поддержан Советом ИКОМОС СПб
- О проекте внесения изменений в закон о зонах охраны Санкт-Петербурга