ГЛАВНАЯ
Памятник мирового значения искажен
ТЭЦ фабрики "Красное знамя" искажается в ходе проводимой реконструкции: об этом свидетельствует сопоставление двух фотографий - рубежа 1920-30-х гг. и сделанной 22 марта 2018 г. Здание почти полностью скрыто от наших глаз пленкой, однако на ризалите со стороны двора она отсутствует и достаточно одного взгляда, чтобы убедиться, что количество "лежачих" окон на нем не соответствует историческому: их было четыре, а стало семь! Еще год назад мы указывали на это несоответствие в проекте "Литейной части-91" на нашем сайте http://icomos-spb.ru/novosti/109-grubaya-oshibka-v-proekte-restavratsii-fabriki-krasnoe-znamya И вот теперь оно воплощено в жизнь. Остается только гадать, каким шедевр Эриха Мендельсона предстанет перед нами, когда с него снимут защитную пленку.
Монрепо. Комментарии к проекту реконструкции ансамбля
3 марта 2018 г. на сайте YouTube был размещен профессионально выполненный видеоролик «Парк Монрепо – Реставрация». Благодаря ему всех ответственных за происходящее ныне с ансамблем можно знать в лицо. В интервью и высказываниях организаторов, авторов и исполнителей реализуемого проекта нашли отражение существующая ныне в России система распоряжения наследием, менталитет решающих его судьбу и причастных к этому людей. Раскрыты побуждающие их мотивы, приведены аргументы, обосновывающие принятие ими решений – на наш взгляд, наносящих огромный ущерб историческому парку, его ландшафтной композиции и духовному содержанию, грозящих уничтожением зданий центральной усадьбы.
Попытаемся рассмотреть приведенные в ролике наиболее опасные утверждения и аргументы в надежде на спасение того, что еще можно спасти.
Превентивный мониторинг - ключ к эффективной защите объектов Всемирного наследия
С. Горбатенко
председатель Совета ИКОМОС СПб
Выдающаяся универсальная ценность (OUV, ВУЦ) объекта Всемирного наследия «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников» неотвратимо падает. Культурные и природные ландшафты города и его окрестностей стремительно деградируют. Поддерживаемые администрацией города процессы урбанизации без оглядки на международные обязательства нашего государства наносят всё новые и новые удары по уникальному образу «северной столицы» и всей петербургской агломерации. Яркие свидетельства этого – агрессивное вторжение небоскреба Газпрома в панорамы исторического центра города и дворцово-парковых ансамблей, намыв новых территорий в акватории Невской губы – морском преддверии Санкт-Петербурга, поглощение коммерческой застройкой ландшафтов по Петергофской дороге, вокруг Пулковской обсерватории, вдоль Балтийско-Ладожского уступа (глинта), на Колтушских и Дудергофских высотах, на берегах Невы… Всё это происходит на территориях компонентов петербургского объекта Всемирного наследия или в их потенциальных буферных зонах.
Фабрика Красное знамя - Сигнал тревоги о наследии
Red Banner Factory - HERITAGE ALERT
Сигнал тревоги о наследии по фабрике Красное знамя Эриха Мендельсона подготовлен Санкт-Петербургским региональным отделением Национального комитета ИКОМОС, Россия в сотрудничестве с ИКОМОС Германии и Международным научным комитетом ИКОМОС по архитектуре 20 века.
Грубая ошибка в проекте реставрации фабрики "Красное знамя"
В проекте реставрации фабрики "Красное знамя", представленном КГИОП на рассмотрение Совета по сохранению наследия Санкт-Петербурга 20 марта, допущена по крайней мере одна грубая ошибка. Композиция северного ризалита восточного фасада совершенно не соотвествует последней редакции реализованного проекта Э. Мендельсона, о чем свидетельствует сохранившаяся, опубликованная в путеводителе по Ленинграду 1933 г., фотография. Ни автор проекта, ни рецензент, ни КГИОП на нее не обратили внимания. Это - яркое свидетельство научно-методической несостоятельности органов охраны культурного наследия Санкт-Петербурга и пренебрежительного отношения к памятнику мирового значения.
Сам же Совет, согласно протоколу, опубликованному КГИОП, принял решение "одобрить представленную концепцию в части реставрации фасадов..." 28 голосами против одного (!) Что это - показатель равнодушия, усталости или манипулирования мнением его членов?
Руководители "Петербургского диалога" против вторжения в ансамбль фабрики "Красное знамя"
Письмо сопредседателя группы "Культура" "Петербургского диалога" М.Б. Пиотровского Rote Fahne Piotrovski.pdf
Письмо сопредседателя группы "Культура" "Петербургского диалога" Германа Парцингера Rote Fahne Parzinger.pdf
Всемирное природное и культурное наследие Санкт-Петербурга: уроки сегодняшнего дня
Статья была подготовлена в ответ на обращение Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга для номера журнала «Окружающая среда Санкт-Петербурга», издаваемого в связи с проведением в России мероприятий Года особо охраняемых природных территорий, в преддверии Международного форума "Экология большого города" (5-7 апреля 2017). К публикации материал принят не был по причине его «дискуссионного характера по вопросам, не относящимся к компетенции Комитета». Признавая справедливость последнего аргумента, мы помещаем статью здесь.
Обратившись к вопросу о том, насколько эффективно охраняются в Санкт-Петербурге территории, ценные в природном и культурном отношениях, сразу отметим, что в силу очертаний городских административных границ, тесных и определенных без учета такой ценности, следует рассматривать этот вопрос в пределах всей санкт-петербургской агломерации, простирающейся от истока Невы на востоке до береговых фортов на западе, от Токсовских высот на севере до Гатчины на юге. И если природные особенности этого уникального для России ландшафта, возникшего на стыке Скандинавии и Восточно-Европейской равнины – результат воздействия стихий, то его культурные элементы целенаправленно создавались по воле просвещенных властителей нашего города и государства – Петра I, Екатерины II, Николая I, трудами выдающихся архитекторов, гидротехников, агрономов, инженеров, рабочих-строителей, русских и финских крестьян. В результате этих усилий ландшафт был превращен в пейзаж – гармоничное сочетание природного и культурного начал, источник вдохновения человека, важнейший ресурс для восстановления физических и духовных сил.