Материалы

Возрождение Берлинского дворца

29 мая 2020 г. в Германии произошло важнейшее, можно сказать, символическое событие: на купол воссоздаваемого Берлинского дворца, будущего Гумбольдт-форума, подъемный кран поднял фонарик-лантернин, увенчанный крестом. Осталась в прошлом полемика о том, насколько уместно международному культурному центру размещаться под символом только одной из мировых религий. Первая стадия открытия Форума должна состояться в декабре 2020 г., полностью его предполагается открыть летом следующего года.

BS1

Берлинский дворец. Фиксация веб-камеры 14.06.2020. https://cam01.berlinerschloss-webcam.de/

Об истории дворца, о его разрушении в 1950 г., о дискуссиях, связанных с восстановлением, мы рассказали в статье 2009 г. «Будущее Берлинского дворца» и на планшетах выставки к 300-летию со дня смерти Андреаса Шлютера, выдающегося мастера барокко, автора архитектурной концепции этого здания, последний год жизни которого прошел в Санкт-Петербурге. Здесь он работал в Летнем саду и Летнем дворце, проектировал и строил в Кронштадте и Петергофе, дал идею «дуги» дворца в Ораниенбауме, изобретал вечный двигатель, оставил учеников, внесших важный вклад в строительство новой столицы России.

BS2

Планшет выставки к 300-летию со дня смерти А. Шлютера. 2014. ГМИ СПб

Сегодня в центре Берлина вновь возвышается главное творение Шлютера (дополненное после его драматического отстранения от строительства в 1706 г. И.Ф. Эозандером и М.Г. Бёме). В процессе регенерации центрального городского ансамбля получила историческое завершение перспектива Унтер-ден-Линден, возродилась осевая композиция Берлинский дворец – Люстгартен – Старый музей, вновь сформировалась Дворцовая площадь, получил завершение ансамбль Музейного острова, то, что до войны называлось «Gesamtkunstwerk Berlin» – «Средоточие берлинских произведений искусств». Из небытия является колоссальное здание в стиле барокко, но, в соответствии с заданием и принципами Венецианской хартии включающее ясно обозначенные элементы нашего времени. Завершается восстановление знакового ансамбля, важнейшего для национальной идентичности Германии, такого, как московский храм Христа Спасителя и дворцовые пригороды Санкт-Петербурга для России, исторические центры Варшавы и Гданьска для Польши. О масштабном замысле создания в нем культурно-музейного центра мирового значения, Гумбольдт-форума, можно судить по выступлению Президента Фонда прусского культурного наследия Германа Парцингера. 

Поучительным является то, как, с привлечением всех способов информирования общественности, в условиях полной прозрачности, была организована кампания по пропаганде выдающегося объекта национального наследия и сбор средств на его возведение, исходя из принципа государственно-частного партнерства. И, несмотря на то, что бόльшая их доля была выделена из государственного бюджета, грамотная организация дополнительного финансирования ­(с привлечением самого широкого круга участников, от крупных фирм до частных лиц) не только позволила привлечь дополнительные средства, но и породить у немецкого общества чувство причастности к важному для всех делу.

Я не намерен пересказывать сведения о дворце и его восстановлении – ими полон Интернет, на эту тему написаны десятки книг и сотни статей. Постараюсь ограничиться тем, что мне удалось наблюдать собственными глазами, во время поездок в Берлин в 2004-2020 гг. Поскольку в самом здании мне не удалось побывать, здесь не будет уделено внимания важнейшим темам его функциональной организации и структуры внутреннего пространства.

BS3Впервые приехав в Берлине в 2004 г., я нашел на месте дворца реликты ушедшей эпохи ГДР – Дворец Республики и бескрайнюю парковочную площадку, «рану в центре Берлина», перед ним. В это время мне еще было неизвестно о предстоящих планах восстановления дворца, иначе я бы обязательно взглянул на первые раскопы, вскрывшие фундаменты его западной части. Не было мне известно и о статье издателя Вольфа Йобста Зидлера 1992 г., опубликованной вскоре после объединения Германии: «Das Schloss lag nicht in Berlin – Berlin war das Schloss» (дословно «Замок был не в Берлине - Берлин был замком»), в которой автор дал толчок общественной дискуссии о необходимости восстановления шедевра А. Шлютера. В том же 1992 г. была создана Ассоциация друзей Берлинского дворца для решения задач поддержки идеи и аккумуляции необходимых для этого средств. В 1993-1994 гг. был построен макет дворца в натуральную величину - «симуляция» на основе строительных лесов, обтянутых снаружи «обоями» с написанными на них фасадами. Это напомнило берлинцам о градостроительной значимости утраченного здания, подготовило почву для принятия решения о его воссоздании.

BS4

В следующий раз, приехав в Берлин в 2006 г., я застал Дворец Республики уже в состоянии демонтажа. Со здания снимали детали, обнажался его стальной скелет. Этот процесс продолжался до конца 2008 г., когда образовавшийся котлован временно был засыпан гравием и песком. В мае 2010 г. на месте здания уже простирался обширный газон, пересеченный дощатыми «тропами». Летом 2011 г. здесь была устроена инсталляция –  на траву «выпустили» стадо синих пластиковых овец.

Важным средством пропаганды дворца стал «Инфоцентр», открытый Ассоциацией друзей Берлинского дворца в 2005 г., в восстановленном после войны здании на Хаусфогтайплац, 3-4. Впервые я оказался в нем в марте 2008 г. Увиденное не могло не вызвать восхищения: в нескольких  комнатах первого этажа была размещена экспозиция с большим макетом центра Берлина 1900 г., включающим дворец, планшеты с материалами по нему, как историческими, так и недавнего времени, отражающими архитектурную идею восстановления и общественные дискуссии по этой проблеме. Важное место занимали гипсовые отливки архитектурных деталей в натуральную величину: ведь фасады дворца представляли собой настоящую сокровищницу скульптурных произведений А. Шлютера и его последователей! Все желающие могли получить консультации дежурных специалистов.

BS5

Постер в обрамлении архитектурных элементов в «Инфоцентре» призывал: «Без денег нет дворца! Стань спонсором! Мы просим ваших пожертвований на реконструкцию… Любая сумма имеет значение! Или закрепите здесь за собой элемент дворца! Ваше имя будет жить вечно с завершением реконструкции. Будьте связаны со дворцом!». Внести пожертвования можно было на месте. Внесший определенную сумму на восстановление дворца получал право иметь включенный в фасад дворца «собственный» именной камень или деталь.

Также в «Инфоцентре» размещались небольшой зрительный зал, в котором на экранах мониторов демонстрировались 3D изображения будущего дворца, магазин с посвященными дворцу сувенирами и книгами, стенд с буклетами и другой бесплатной печатной продукцией. Здесь особо необходимо отметить издающийся массовым тиражом «Берлинер экстраблатт», сначала в газетном, а затем в журнальном формате. В этом специально посвященном восстановлению дворца издании до сегодняшнего дня отражаются все связанные с этим  политические, архитектурные и строительные события, публикуются исторические материалы, примеры восстановления утрат в зарубежных странах, предложения к пожертвованиям и подробные отчеты о сборе средств. В крупнейших городах Германии назначены уполномоченные за консультации и сбор средств на восстановление определенных элементов дворца.

Обстоятельства проведения и результаты архитектурного конкурса 2008 г. на проект нового дворца освещены нами в упомянутой выше статье.  Здесь мы напомним только, что первую премию с правом реализации получил проект итальянского архитектора Франко Стеллы, а в числе особо отмеченных был проект нашего соотечественника, выпускника петербургской Академии художеств Сергея Чобана.

BS6

Материалы проектов, после подведения итогов конкурса в Бундестаге, демонстрировались во Дворце кронпринца на Унтер-ден-Линден зимой 2009 г. Основное внимание авторов, ограниченных заданием точного воссоздания трех внешних фасадов и трех сторон «двора Шлютера», было сосредоточено на восточном фасаде, обращенным к Шпрее. Некоторые конкурсанты включали в него аллюзии существовавшего здесь фасада древнего замка XV-XVII вв., ренессансной дворцовой аптеки и даже Дворца Республики; были и предложения установить здесь высокую «кампанилу». Творческих усилий также требовала организация пространства второго, западного, двора. В ряд проектов были внесены новации, порой очень смелые, в венчающие части здания. Так, было предложено насадить по краю крыши, на которой устраивался ресторан, аллеи или завершить ее закрученной винтом «воронкой».

Важную роль в процессе предпроектных исследований играли археологические раскопки. Первые шурфы, о которых уже упоминалось, были устроены в 1990-х гг.; к ним на исходе 2008 г., в преддверии широкомасштабных раскопок, были проложены деревянные мостки. На ограждающих их парапетах были смонтированы  исторические материалы, что помогало каждому желающему распознавать находящиеся перед глазами подлинные остатки, ощущать свою причастность к проводимым исследованиям. Это стало действенным методом пропаганды наследия.

BS7

Раскопки продолжались с 2009-го до начала 2012 г. И если на месте Дворца Республики при устройстве его котлована в 1970-х гг. все следы предшествующих сооружений (включая части ренессансного замка и дворца, возведенного Шлютером) были полностью уничтожены, то на месте западной части И.Ф. Эозандера были сделаны многочисленные находки. Достаточно сказать, что были исследованы остатки Доминиканского монастыря XIV в. и его сводчатого погреба, средневековое кладбище, а также подземные сооружения последующих эпох, вплоть до караульного помещения последнего германского императора. Найдены и следы чудовищных взрывов 1950 г., разрушивших здание. Сохранившиеся фрагменты подлинного Берлинского дворца и монастыря будут экспонироваться в подземном пространстве Гумбольдт-форума.

В 2010-2011 гг. у площадки, на которой должно было начаться строительство дворца, на Унтер-ден-Линден, был возведен новый информационный центр – Гумбольдт-бокс. Компактное четырехэтажное здание динамичной, подчеркнуто современной (но с аллюзиями фахверка!) архитектуры, строилось как временное (оно было демонтировано в начале 2019 г.).   Гумбольдт-бокс «принял эстафету» пропаганды проекта дворца у «Инфоцентра», но на качественно новом уровне. Второй этаж функционально соответствовал последнему (макет центра города, сведения о старом Берлинском дворце и новом Гумбольдт-форуме, магазины, информационное обслуживание, обеспечения сбора пожертвований). Непрерывно демонстрировались видеоролики, в том числе планы и 3D построения. Поражало разнообразие приемов привлечения пожертвований: так, для приобретения представленного в магазине антиквариата и букинистической литературы предлагалось участвовать в аукционе, можно было купить подлинные кирпичи, срезы деревянных конструкций дворца и даже «подарочные пакеты» с кусочками элементов (все доходы, естественно, шли  в фонд восстановления).

BS8

На двух верхних этажах располагались выставочные залы, раскрывающие концепцию Гумбольдт-форума в качестве универсального культурного центра всех времен и народов. Здесь выставлялись экспонаты из Музейного центра Берлина-Далема, которые должны будут занять место во дворце, проводились мероприятия и выставки. Из последних, в связи с интересом к Ораниенбауму, мне наиболее запомнилась посвященная происхождению и видам цитрусовых растений, их плодам, на которой я, наконец, увидел настоящий померанец.

Последний этаж занимало кафе с открытой террасой, откуда открывались панорамы и виды центра Берлина, в том числе перспектива Унтер-ден-Линден. Отсюда же было удобно наблюдать за археологическими раскопками, а затем – за восстановлением дворца. Для того, чтобы продемонстрировать жителям и гостям города, как он будет выглядеть в завершенном виде, поблизости, у моста через Шпрее, в конце 2011 г. был возведен фрагмент двух верхних этажей здания, с карнизом и балюстрадой, в натуральную величину и в натуральных материалах.

BS9

Подготовительные работы по возведению Гумбольдт-форума начались в 2012 г., по завершении археологических раскопок. Первый камень в его основание заложил 12 июня 2013 г. Президент Германии Йоахим Гаук. Здание сооружалось в монолитном железобетоне, методом скользящей опалубки, с последующей «одеждой» из красного кирпича, на которой крепились декоративные детали (эту технологию можно было увидеть на торце вышеописанного фрагмента). За процессом строительства желающие и сегодня могут наблюдать в Интернете, в режиме реального времени, посредством четырех веб-камер, установленных с разных сторон здания и фиксирующих его каждые 15 минут.

Параллельно, на отдельной площадке в пригороде Шпандау, шла сложная и трудоемкая работа по подготовке бесчисленного множества барочных элементов фасадного декора. Нам повезло увидеть собственными глазами и тщательную реставрацию сохранившихся подлинных элементов, в том числе статуй работы А. Шлютера, и воссоздание утраченных деталей по фотографиям, с изготовлением лепных моделей с последующим их воспроизведением в натуральном материале – песчанике.

BS11

К концу 2013 г. приобрел зримые очертания первый этаж здания, к маю 2014-го - второй, в июне возводился третий. В конце этого года бетонная коробка здания уже существовала во всю высоту. В 2014 году исполнилось 300 лет со дня смерти Андреаса Шлютера, и на проведенных в связи с этим выставках, большой в Берлине и скромной в Санкт-Петербурге, Берлинскому дворцу, его главному творению, было уделено особое внимание.

Строительство Гумбольдт-форума продолжалось с прежней энергией. В апреле 2015 г. был готов нижний ярус барабана купола над западным фасадом, в мае – верхний, сооружалась кровля. К юбилею Победы на противоположной стороне улицы, в Люстгартене, были размещены огромные постеры с фотографиями полуразрушенного Берлина и берлинцы с интересом  сравнивали вид дворца 1945 г. с вновь возводимым зданием.

BS12

В течение лета 2015 г. были смонтированы конструкции полусферы купола и объем дворца приобрел завершенные очертания. Началась облицовка бетонных стен кирпичом, монтаж архитектурных деталей. Этот процесс продолжался в 2016 г. Посетители Гумбольдт-бокса могли наблюдать за этим с верхней террасы практически вплотную. Брутальный восточный фасад Франко Стеллы, обращенный к Шпрее, выглядел практически завершенным (исключая оконные заполнения). Его уже украшала надпись “HUMBOLDT FORUM”.

BS13

Весной и летом 2017 г. активно велись работы по порталам – наиболее насыщенным пластическими элементами и скульптурой частям фасадов. Началась чистовая отделка фасадов (их участки на это время закрывали гигантскими рекламными постерами). В сентябре мы увидели такой участок, обращенный к Люстгартену, в практически завершенном состоянии, а год спустя нам открылся расположенный рядом портал V, ведущий во Двор Шлютера. На фигурах герм-атлантов, поддерживающих балкон, контрастно выделялись включенные в композицию сохранившиеся исторические блоки. Той же осенью 2018 г. начал постепенно освобождаться от лесов противоположный, южный фасад с мощным колонным порталом I и изящной угловой «ронделью».

BS14

 BS15f

Весну 2019 г. Гумбольдт-форум встретил с почти завершенным фасадами, за исключением западного, с парадным III порталом Эозандера, и барабана купола над ним: они были еще полностью одеты лесами. Зато северный фасад дворца зимой, после демонтажа Гумбольдт-бокса, открылся во всю длину. С лестницы Старого музея это представлялось чудом возрождения центрального ансамбля Берлина. На Рождество купол был в процессе окрытия медью, на нем устроили круглые люкарны. И, наконец, 29 мая он был увенчан лантернином с крестом.

BS16

Нельзя не упомянуть о том, что, одновременно с Берлинским, восстанавливался другой городской дворец – в Потсдаме. Его судьба была похожей: возведенный в середине XVII в., перестроенный и расширенный сто лет спустя, он был поврежден во время бомбардировки в апреле 1945 г. Руины были снесены властями ГДР в 1959 г. Первыми в начале нынешнего тысячелетия были восстановлены парадные Ворота Фортуны, а затем, в 2010-2014 гг., сам дворец. Сегодня в нем размещается ландтаг земли Бранденбург. Регенерируется архитектурная среда: в исторических архитектурных формах восстанавливаются утраченные прилегающие городские кварталы.

Сегодня, как свидетельствуют веб-камеры Гумбольдт-форума, леса не сняты только с его западного портала (их обещают снять к середине июля). Близка к завершению терраса со спусками на набережной Шпрее, благоустраивается территория. Основные работы ведутся внутри здания, монтируются его экспозиции. Почетное место в них займут сохранившиеся скульптуры А. Шлютера, выполненные им для Берлинского дворца.

С. Горбатенко

Фотографии, за исключением первой, выполнены автором.

  • Печать