ИКОМОС Германии и ИКОМОС Израиля против искажения наследия Эриха Мендельсона в Санкт-Петербурге
2.06.2021
ИКОМОС Израиля и ИКОМОС Германии объединили свои усилия, чтобы призвать к полному сохранению фабрики Красное знамя в Санкт-Петербурге, которая в значительной степени основана на проекте Эриха Мендельсона и в настоящее время находится под угрозой частичного сноса. С этой целью они написали письмо Министру иностранных дел и Министру культуры Российской Федерации https://www.icomos.de/index.php?lang=Englisch&contentid=217&navid=295
Международная инициатива ИКОМОС по наследию Эриха Мендельсона
24.05.2021
20 мая 2021 г., в рамках совместных действий ИКОМОС Германии и Израиля, состоялась встреча по формированию "Инициативного круга межнациональной сети по выдающимся работами Эриха Мендельсона". Во встрече приняли участие президенты ИКОМОС обеих стран, Йорг Хаспель и Еран Мордохович, а также эксперты из Польши, России, Норвегии, Великобритании, США. Встречей руководила историк архитектуры, профессор Университета прикладных наук в Майнце Регина Штефан. Ниже мы приводим ее презентацию и повестку дня с планами дальнейших действий.
Цель инициативы состоит в том, чтобы исследовать значение архитектора Эриха Мендельсона для истории мировой архитектуры 20 века и пригодность его лучших зданий для включения в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Важную роль в этом играют постройки Мендельсона на территории Российской Федерации, в Санкт-Петербурге (фабрика «Красное знамя») и Советске (Тильзит, «Ложа трех патриархов»).
В нашем выступлении на встрече мы обратили внимание на надвигающуюся опасность для фабрики "Красное знамя", ансамблю которой угрожает снятие с охраны возведенных в соответствии с концепцией Э. Мендельсона элементов 2-й очереди строительства и радикальная реконструкция.
Erich Mendelsohn - initiative circle 2021.05.20.pdf
Agenda 20.05.2021_RS_JH 2021.05.17.pdf
С. Горбатенко
Еще раз о "Красном знамени"
19.05.2021
По итогам заседания Совета ИКОМОС СПб 13 мая 2021
13 мая состоялось заседание Совета ИКОМОС СПб по вопросу включения гос. реестр объектов культурного наследия фабрики «Красное знамя». Итог его обсуждения для объекта мирового значения был неутешительным: голоса (при трех воздержавшихся) разделились поровну. За снятие с государственной охраны элементов ансамбля 2-й очереди строительства (Чулочно-красильного и юго-западного фрагмента Главного трикотажного цехов) проголосовали Е. Алехина, П. Иванов, Б. Кириков, М. Рядова, А. Субботин, М. Штиглиц + доверившие им свои голоса С. Гайкович, М. Гранстрем, В. Трушковский. За сохранение охранного статуса – С. Горбатенко, А. Кононов, А. Кречмер, С. Ламкина, С. Левошко, Л. Семыкина + соответственно О. Иоаннисян, М. Киселев, И. Шалина. Воздержались Б. Матвеев, П. Платонов, С. Симкина. Итоги подвела секретарь Е. Алехина: «Решение не принято!». Правда, тут же возник вопрос, заданный А. Кононовым: «А что делать дальше? Ведь две рабочие секции ИКОМОС СПб – по вопросам архитектурно-градостроительным и мониторинга – высказались за сохранение под охраной всех элементов фабрики в нынешних границах ОКН». Ответа ни от председателя Совета, ни от секретаря присутствующие не получили. От предложения продолжить работу с Советом ИКОМОС СПб Е. Алехина и М. Штиглиц постарались уйти.
ИКОМОС СПб – ДРЕЙФ В СТОРОНУ КОММЕРЦИИ?
10 мая 2021
Фабрика «Красное Знамя» архитектора Эриха Мендельсона в Санкт-Петербурге во второй раз становится мишенью для новых архитектурных вторжений. В первый раз это произошло в 2015-2017 гг., когда по итогам экспертизы доктора архитектуры Маргариты Штиглиц границы ансамбля были определены по обрезам фундаментов исторических зданий, что сделало возможным «втиснуть» во внутренний двор ансамбля многоэтажный жилой комплекс. И это несмотря на то, что эксперт месяцем раньше публично заявляла: «…Застраивать внутреннее пространство, двор, ни в коем случае нельзя. Мендельсон задумывал это как площадь, то есть неотъемлемый элемент территории. Если настроят во дворе жилье, весь замысел будет убит. Ведь это не просто пустое пространство, также как Дворцовая пл. — это не пустота, а элемент, создающий ансамбль».
И вот теперь – новая опасность для ансамбля, и вновь идею его искажения поддерживает доктор Штиглиц. Но на этот раз в качестве эксперта выступает не она, а бывший сотрудник КГИОП М. Филипович. Согласно выводам подписанной им экспертизы, один из охраняемых ныне фабричных корпусов (Чулочно-красильный) и часть другого (Главного трикотажного), составляющие 2-ю очередь строительства (1938-1950-е гг.), можно лишить охранного статуса.
Новый удар по концепции Эриха Мендельсона
21 апреля 2021 г.
ФАБРИКА "КРАСНОЕ ЗНАМЯ" ВНОВЬ ПОД УГРОЗОЙ
На сайте КГИОП размещена государственная историко-культурная экспертиза по фабрике "Красное Знамя" (эксперт М.И. Филипович), согласно которой одному из охраняемых ныне фабричных корпусов (Чулочно-красильному) и части другого (Главного трикотажного), составляющим 2-ю очередь строительства (1938-1950-е гг.) отказано во включении в Единый гос. реестр объектов культурного наследия.
Совершенно очевидно, что экспертиза выполнена, исходя из интересов заказчика (ООО «Комендантский 9»), стремящегося извлечь из памятника и его территории максимальную выгоду. Чертежи проектируемого здесь «Многоквартирного дома со встроенно-пристроенными помещениями и подземным гаражом» свидетельствуют о том, что в планы "Комендантского, 9" входит коренная реконструкция южного угла ансамбля со сносом сооружений 2-й очереди его строительства.
Реализация этих планов будет означать утрату важных элементов ансамбля фабрики, отвечающих концепции Э. Мендельсона, нанесет очередной урон ансамблевым качествам объекта культурно наследия международного значения. Потеря объектов, которые в соответствии с выводами экспертизы лишатся охранного статуса, угрожает продолжением процесса разрушения композиционной целостности памятника, начавшегося с возведения ЖК с издевательским название «Мендельсон».
Публикация об Уно Ульберге в газете Helsingin Sanomat
Письмо члена Правления НК ИКОМОС Финляндии Нетты Бёк:
Уважаемые авторы и друзья!
В газете Helsingin Sanomat была в понедельник статья о выставке по Уно Уллбергу, посмотрите:
https://www.hs.fi/kulttuuri/
Книгу получим из печати, вероятно, на следующей неделе!
С наилучшими пожеланиями,
Нетта Бёк
Исторический вокзал в Токсове должен быть сохранен
3 июня 2020
В последние недели петербургское градозащитное сообщество обсуждает угрозу, нависшую над историческим зданием вокзала в Токсове, построенного по проекту финского архитектора Урхо Пяллия в 1916 г. Вновь, как это уже было во множестве случаев (самый яркий пример - выборгский парк Монрепо), сохранившийся памятник грозят уничтожить не только равнодушие к нашему прошлому, но и большие деньги - в данном случае выделенные на строительство нового вокзала. Его проект опубликован и, насколько можно судить по единственной картинке, будь он предназначен для восстановления давно утраченного оригинала, был бы, может, и неплох. Но осуществлять такой проект ценой сноса подлинного памятника - непростительно.
В 2008 г. стены вокзала вместо аккуратного реставрационного ремонта были "обновлены" нелепой обшивкой из сайдинга. Однако она, испортив на время образ памятника, самому ему практически не повредила. Убрать эту оболочку и аккуратно, под надзором специалистов Комитета по культуре, отремонтировать вокзал, восстановив утраченные элементы "ложного фахверка", наличники и другие детали, очень просто. И стоить это будет на порядок дешевле, чем строить новый вокзал, и подлинный памятник будет сохранен, и мы не предстанем в очередной раз варварами перед глазами финских друзей и "злого" блогера Варламова. А поставить вокзал, не имеющий охранного статуса, под охрану можно одним росчерком пера. Заявление о его включении в гос. реестр ОКН давно лежит в Комитете.
Резолюция Научного комитета ИКОМОС по историческим городам и селениям (ICOMOS-CIVVIH) по Охтинскому мысу
Резолюция по крепости Ниеншанц и другим археологическим ценностям Охтинского мыса в Санкт-Петербурге
Принимая во внимание актуальность сохранения объектов совместного наследия, особенно в 2018 году – Европейском году культурного наследия,
Учитывая результаты археологических раскопок 2006-2010-х годов, отраженные в публикациях и докладах на международных научных конференциях,
Учитывая значение Охтинского мыса в культурном ландшафте Санкт-Петербурга, что выразилось в его включении в границы компонента № 540-029 «Река Нева с берегами» объекта всемирного наследия № 540 «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников» в 1990 г.,
Признавая, что археологические ценности и культурный ландшафт Охтинского мыса являются важным и наглядным свидетельством исторических политических, экономических и культурных контактов народов России, Швеции, Финляндии, Германии и других европейских стран,
В ответ на совместную инициативу ИКОМОС России в лице его Санкт-Петербургского отделения и ИКОМОС Швеции,
Члены Международного комитета по историческим городам и селениям (CIVVIH) - ИКОМОС на своей встрече в Ниме (Франция) 19-22 сентября 2018 года приняли следующую резолюцию:
РЕШЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОВЕТА ПО ПАРКУ МОНРЕПО
1. Департаменту государственного контроля и надзора в сфере культурного наследия МК РФ, дать предписание о введении моратория на проведение работ на территории объекта культурного наследия «Комплекс усадебных домов и парковых сооружений (бывший парк «Монрепо») XVIII – ХХ вв., в том числе и прекращение рубок до выполнения работ по корректировке научно-проектной документации в соответствии с замечаниями.
Памятник мирового значения искажен
ТЭЦ фабрики "Красное знамя" искажается в ходе проводимой реконструкции: об этом свидетельствует сопоставление двух фотографий - рубежа 1920-30-х гг. и сделанной 22 марта 2018 г. Здание почти полностью скрыто от наших глаз пленкой, однако на ризалите со стороны двора она отсутствует и достаточно одного взгляда, чтобы убедиться, что количество "лежачих" окон на нем не соответствует историческому: их было четыре, а стало семь! Еще год назад мы указывали на это несоответствие в проекте "Литейной части-91" на нашем сайте http://icomos-spb.ru/novosti/109-grubaya-oshibka-v-proekte-restavratsii-fabriki-krasnoe-znamya И вот теперь оно воплощено в жизнь. Остается только гадать, каким шедевр Эриха Мендельсона предстанет перед нами, когда с него снимут защитную пленку.