НЕСЧАСТЬЕ НЕВСКИХ БЕРЕГОВ (к реконструкции береговой полосы в Усть-Ижоре)

Ust-Ijora

Выдающейся мировой ценности Санкт-Петербургской агломерации нанесен еще один удар. На этот раз – берегам Невы в знаменитом историческом селении Усть-Ижоре. В результате работ по устройству нового берегоукрепления, на значительных дистанциях природный характер прежнего берега, с пластикой его рельефа, изгибами и прибрежной песчаной полосой, уничтожен. Он заменен широким откосом, состоящим из изломанных прямых участков, словно выглаженных гигантским утюгом. В пределах этих участков, вдоль Шлиссельбургского шоссе, ликвидирована вся зеленая полоса – снесены линейные и аллейные посадки старых деревьев.

Разительно изменились видовые пейзажные характеристики этого участка Невы. Уничтожены пешеходные дорожки, проходившие по возвышенному берегу, с которых открывались виды на речную ширь. С акватории Невы, с борта круизных теплоходов, взорам туристов отныне будет представать однообразно-плоский скат. Горькой иронией сегодня звучат слова петербуржца XIX века: «Извилистые берега Невы украшаются живописными видами, изменяющимися по мере движения парохода. Вы не можете отвлечь взоров от этой естественной панорамы, над которою не столько трудилась рука художника, сколько безвозмездная Природа…».

Реконструированный берег входит в резкое противоречие с селом Усть-Ижора, пожалуй, единственным в городской черте Санкт-Петербурга, сохранившим свой исторический облик. Ценность Усть-Ижоры не только в широко известном историческом событии – Невской битве 1240 года, в память которой Петр Великий заложил существующую здесь церковь Св. Александра Невского. Это – уникальный образец богатого подпетербургского села, основанного сподвижником царя, князем Ижорским Александром Меншиковым. По словам первого историка Санкт-Петербурга А.И. Богданова, «Село Ижорское, величиною с версту… с первых лет оное было князя Меншикова, который из разных своих вотчин переведенных на той Ижоре поселил крестьян…». Вот два отзыва, первый – соотечественника, второй – иностранца, побывавших в этих краях в первой половине XIX столетия: «Богатство и изобилие покрывают левый берег Невы, родившись как бы из волн реки прекрасной и широкой.. Сердце радуется, видя довольство русских мужиков. Одним словом, на этой дороге чувствуешь всю цену, все богатство Петербурга…»; «Вид многих деревень на берегу Невы меня удивил. Они кажутся богатыми и дома, выстроенные вдоль единственной улицы, довольно красивы и содержатся в порядке…».

Усть-Ижора и сегодня сохраняет исторический масштаб и модуль деревянной и каменной застройки. Часть составляющих ее зданий состоит под охраной государства. Ущерб историческому ландшафту селения нанесло лишь несколько неуместных новых коттеджей претенциозной архитектуры, вторгнувшихся в его речной и уличный фасады. Особую ценность имеет историческая трасса Шлиссельбургского тракта, сохранившего свою булыжную мостовую.

Ust-Ijora1а

В 1993-1994 гг. под руководством автора этих строк был разработан первый проект зон охраны Усть-Ижоры, в основу концепции которых была положена идея сохранения сложившегося характера ландшафта села. Его историческому ядру, в том числе береговой части, был придан статус охранной зоны, с акцентом на сохранении полосы зеленых насаждений вдоль Невы. В настоящее время береговая полоса имеет статус зоны охраняемого природного ландшафта ЗОЛ(37)01,02. Специальные требования к ее режиму гласят: «Осуществление благоустройства территории, иной хозяйственной деятельности должно предусматривать сохранение естественного ландшафта (естественных отметок высот, береговой линии), проведение работ по восстановлению зеленых насаждений и благоустройству… восстановлению визуальных связей и панорам». В ходе разработки и реализации проекта реконструкции все эти требования были проигнорированы.

RGIS

Нарушено не только отечественное законодательство. «Река Нева с берегами», начиная от Шлиссельбурга, является одним из важнейших компонентов петербургского объекта всемирного наследия (№ 540-029). Те, кто принимал решения, закрыли глаза на правила ЮНЕСКО по защите таких объектов: согласно им, при наличии планов проведения крупномасштабных строительных работ, которые могут оказать влияние на выдающуюся мировую ценность, необходимо проводить специальную Оценку и, в случае отрицательного результата, пересматривать проект. Ничего подобного сделано не было.

2014

Вновь подтвердилось мнение международных экспертов, которые в ходе мониторинговой миссии в марте нынешнего года достаточно низко оценили состояние объекта «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников». В частности, в отчете миссии сказано: «Однако имеются сообщения и о других угрозах, могущих воздействовать на целостность некоторых компонентов… Это относится, в первую очередь, к компоненту №540-029 ("Река Нева с берегами"), который, хотя и охраняется в историческом центре Санкт-Петербурга, лишен эффективной правовой защиты в Ленинградской области… Любая строительная деятельность должна контролироваться в целях защиты целостности компонента».

Необходимость проведения работ объясняют угрожающим размывом невских берегов. Странно, правда, почему за 300 лет существования Шлиссельбургского тракта эта опасность, причем практически на всём протяжении трассы одноименного шоссе, обозначилась только в последние годы. Но если это и так, то проектные решения должны были основываться, во-первых, на дифференцированном, «точечном» методе укрепления опасных участков, а во-вторых – на бережном отношении к береговому ландшафту, а не на его глобальном уничтожении.

По словам депутата ЗС СПб Е.Ю. Киселёвой, Шлиссельбургское шоссе – «…жемчужина нашего района. Очень важно сохранить её исторический облик. Поэтому я с радостью отмечаю, что в проекте предусмотрено ведение археологического наблюдения за ходом строительства. В границах объекта федерального значения проезжая часть будет выполняться в виде булыжного мощения с сохранением исторического облика». Однако к сохранению исторического облика  археология не имеет никакого отношения, в вот качества природного ландшафта – самое прямое: это прежде всего его рельеф, геопластика с уклонами, изгибами, тальвегами, травяным покровом и, конечно, зелеными насаждениями, в первую очередь, деревьями. Что же касается ремонта собственно дорожного, булыжного покрытия, то здесь в словах уважаемого депутата настораживает термин «выполняться». Мощение следует не выполнять заново, а аккуратнейшим образом «вычинивать» поврежденные и восполнять утраченные фрагменты (их сравнительно немного), снимая местами положенный, разбитый асфальт и сохраняя подлинное историческое покрытие основной части дорожного полотна.

Главные критерии ценности объектов всемирного наследия – их целостность и подлинность. Целостность компонента «Нева с берегами»  в результате проведенных работ на участке Усть-Ижоры значительно пострадала. Вывод: следует срочно приостановить процесс реконструкции, применить выборочный, щадящий метод берегоукрепления и сохранить подлинный береговой ландшафт на участках, еще не затронутых реконструктивными работами. Подлинным должно остаться и булыжное мощение Шлиссельбургского шоссе, подлежащее исключительно реставрационному ремонту.

С. Горбатенко


Вице-президент Научного комитета по культурным ландшафтам НК ИКОМОС (Россия)
Член-эксперт Международного научного комитета по историческим городам и селениям ИКОМОС (ICOMOS-CIVVIH)
Член Совета Санкт-Петербургского регионального отделения ИКОМОС РФ (ИКОМОС СПб)

  • Печать