Б. Николащенко. Уточнение методических основ определения Объекта Всемирного Наследия «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников»

Nicolaschenko

 

 

 

 

Статья была написана в 2011 г., в период работы автора в качестве члена рабочей группы по уточнению состава и границ объекта всемирного наследия «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников». Она остается актуальной и сегодня.

1. Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников – памятник истории и культуры, градостроительного и ландшафтного искусства XVIII – XIX веков – является объектом смешанного типа, включающим ценные природные и культурные элементы.

В статье 1 «Конвенции Всемирного Наследия» дано определение культурного наследия, которое включает три типа объектов: памятники, ансамбли и достопримечательные места.

Очевидно, что наш объект является достопримечательным местом, при этом той его разновидностью, которая названа «совместное творение человека и природы», или: «культурный ландшафт».

В то же время, в составе этого объекта присутствуют объекты первого типа – памятники и объекты второго типа – ансамбли. (Бросается в глаза иерархичность этого ряда, что имеет ключевое значение в данном случае, как это, возможно, станет ясно в дальнейшем). Поскольку ансамбли состоят из зданий-памятников, а достопримечательное место – из ансамблей и групп ансамблей, то, казалось бы, хорошо наладив охрану отдельных зданий памятников, мы можем быть спокойны относительно судьбы ансамблей и достопримечательного места в целом. Но все не так просто. Ведь ансамбль – это вовсе не механическая сумма зданий. В нем появляется нечто, чего нет ни в одном из составляющих его зданий, что и делает ансамбль ансамблем. Это нечто – пространство, особым образом организованное, прежде всего по отношению к человеку, пешеходу, посетителю этого пространства, сомасштабное или наоборот, несомасштабное, подавляющее или дружелюбное, в общем, каким-то образом влияющее на восприятие человеком окружающего его пространства, формирующее это восприятие. Пространство восприятия охраняемого ансамбля является его важнейшим и главным предметом охраны. Охраняя по отдельности здания-памятники, составляющие ансамбль, мы легко можем потерять ансамбль, если потеряем его пространство.

Ровно такое же рассуждение справедливо и для «ансамбль – достопримечательное место». Достопримечательное место вовсе не простая сумма ансамблей и групп ансамблей. В нем есть то, что отсутствует в любом из составляющих его ансамблей, а именно «genius loci», гений места или образ города. Это понятие поначалу кажется чем-то нематериальным; вероятно, это так и есть. Однако в отношении Санкт-Петербурга можно и нужно выделить шесть важнейших элементов его морфологии (материальной оболочки), сохранение которых с максимальной вероятностью обеспечит и сохранение его образа в общественном сознании.

Эти шесть элементов: 1) исторически сложившаяся планировочная структура (улицы, набережные, фарватеры, уступы террас), 2) исторически сложившийся силуэт города, образованный системой доминант и градостроительных акцентов. 3) исторически сложившаяся система открытых общественных пространств восприятия силуэта города, 4) исторически сложившаяся застройка, включающая памятники и фоновую застройку, 5) ценный археологический слой и 6) здания и места, связанные с именами и событиями, имеющими всемирную известность и значимость.

Эти шесть элементов являются главными предметами охраны достопримечательного места и равнозначны по степени ценности. Утрата хотя бы одного из них чревата утратой целостности объекта и потерей «гения места».

2. Санкт-Петербург, признанный одним из красивейших городов мира, имеет особенности, характеризующие его как уникальное явление в истории культуры. Уникальность объекта заключается в своеобразии его возникновения и развития, а также в размере сделанного им вклада в русскую и мировую культуру.

Санкт-Петербург, заложенный волей императора Петра I в болотистой дельте Невы, имеющей важное стратегическое значение, но непригодной к традиционному освоению, через десяток лет после возникновения был объявлен столицей Российской империи, все ресурсы которой направлялись на его быстрейшее развитие.

Шпиль колокольни Петропавловского собора фиксирует точку, являющуюся смысловым и геометрическим центром объекта, возникшего в природном амфитеатре. Через эту точку проходит меридиан 30° 19' 06'' восточной долготы и параллель 59° 57' 00'' северной широты, являясь своеобразным аналогом «кардо» и «декумануса» древнеримских городов.

Меридиан – «кардо» на севере, пересекаясь с верхней литориновой террасой, отмечен грандиозным ансамблем Шуваловского парка с усадьбой Шуваловых (заложен во второй половине XVIII века), а на юге, проходя по Московскому проспекту и встретившись с противоположным краем амфитеатра, упирается в Пулковские высоты с парком и ансамблем (заложен в первой трети XVIII века) Пулковской астрофизической обсерватории.

Параллель – «декуманус» на востоке, начинаясь у крепости Орешек - Шлиссельбург, проходит через ансамбль Смольного монастыря (1748 г.), далее совпав со Шпалерной улицей (первая треть XVIII века) и пройдя через шпиль собора, она на западе выходит в Фиский залив точно между Кроншлотом (1704 г.) и Ораниенбаумом (1711 г.), символизируя свободный выход в море.

Протяженность меридиана – «кардо» - 35 км. Протяженность параллели - «декумануса» - 76 км. При этом все основные элементы этого перекрестья заложены и построены в весьма короткий отрезок времени, по историческим меркам – одновременно.

Большинство крупных городов мира формировались и росли естественным путем, постепенно, веками наращивая свое тело вокруг первоначального исторического ядра, подобно годовым кольцам дерева.

Петербург – «искусственный город» - такого ядра не имел. Освоение местности началось сразу и шло одновременно в различных точках громадного природного амфитеатра, образованного береговыми террасами древнего моря и являющегося естественным вместилищем будущего гигантского города.

Появились дворцы, государственные учреждения, жилые кварталы, казармы, загородные резиденции, дворцово-парковые ансамбли, верфи, промышленные предприятия, фортификации. Но Петр I не остановился на этом. Он построил множество дорог и фарватеров, связавших все эти элементы между собой и образовавших планировочный каркас будущей агломерации.

Композиционная основа городского плана, созданная при жизни Петра I, не претерпела существенных изменений при последующем развитии города и достигла большой степени завершенности усилиями нескольких поколений зодчих.

Первоначальный «акт творения» имел для последующей пространственной организации Санкт-Петербурга решающее значение. Это был весьма нетривиальный поступок Петра I.  логике прагматизма наилучшим местом закладки новой столицы был левый берег Невы напротив поверженного Ниеншанца. Это было сухое, обжитое среди болот место, куда приходила единственная в этих местах дорога из Москвы. Неширокая в этом месте Нева (300 метров) позволяла хорошо обжить и правый берег. Ниеншанц хорошо контролировал и невскую дельту и реку Охту (в отличие от Петропавловской крепости, которая не могла блокировать реку Б. Неву и некоторые другие протоки). Но император поступил иначе. Трудно гадать о его мотивах. Возможно, он просто любил размах и ширь. Он выбрал самый широкий разлив реки и центр будущего города заложил на острове за этим разливом, куда и добраться то было не просто. Рядом на другом острове он начал строить крепость, а свои резиденции он построил на противоположных берегах очень широкой реки, сразу же определив и закрепив на века исключительность этого обширного речного пространства. Оказалось, что у этого пространства было еще одно качество: оно находилось в геометрическом центре природного амфитеатра, образованного уступами рельефа местности.

Незадолго до основания Санкт-Петербурга Петр Iпосетил Западную Европу и воспринял европейскую идею регулярного города, ярко запечатленную в Версале ив системе парижских ансамблей Елисейских полей. Он был хорошим учеником и нельзя не поразиться качеству и масштабам применения усвоенного им урока. Все или почти все основные элементы и узлы будущей громадной многолучевой агломерации площадью в 1400 квадратных километров были заложены Петром Iили его преемниками в первые 50-100 лет и развивались строго в рамках определенных правил и уставов.

Преемственность развития и последовательность реализации первоначального замысла на протяжении всего периода столичного существования Санкт-Петербурга с 1713 по 1918 гг. обеспечивалась жесткой регламентацией городского строительства. ограничивающей стихию рыночных отношений и не допускающей их разрушительного воздействия на художественную целостность городской среды.

Петербург явился почти единственным ярким примером синтеза западноевропейской и русской культур. Те русские, которые не были в Западной Европе, считали его вполне европейским городом. Европейцы видели в Санкт-Петербурге молодой русский город, не похожий на древние города Европы, но воплотивший европейскую идею регулярного градостроительства.

География местности с ее террасами, обширными водными пространствами, плоскими островами и разветвленной дельтой предопределила неповторимые качества городского ландшафта. Излучину берега Финского залива по абрису устья невской дельты повторяют первый и второй уступы берега древнего Литоринового моря, образующие громадный обращенный в залив амфитеатр, явившийся вместилищем для Санкт-Петербурга. Пространства невской акватории были естественно продолжены системой городских площадей. Разнообразие водных протоков невской дельты различной ширины и извилистости имеет многоуровневую иерархию в том смысле, что главное русло Невы и отдельные рукава дельты образуют ряд водотоков с постепенно уменьшающейся шириной от 600 до 15 метров, формируя острова столь же разнообразных размеров.

Регулярная сеть улиц городского плана, наложенная на этот природный фон, дала особый художественный контраст и богатство восприятия.

Своим «строгим и стройным видом» Санкт-Петербург обязан ансамблевому построению и тектоническому единству застройки – качествам, возникшим одновременно с рождением города.

Строгость и сдержанность, также являющиеся изначальными особенностями петербургской архитектуры, сопутствовали ей на всех этапах ее развития, несмотря на смену стилей. Пышное разнообразие стилей, дисциплинированное тектоническим единством улиц, набережных и площадей, нисколько не вредит Санкт-Петербургу, как не вредит симфоническому оркестру, строго следующему партитуре и палочке дирижера, многообразие музыкальных инструментов.

Городская ткань Петербурга насыщена ансамблями. Эти ансамбли, переливаясь один в другой и группируясь в более крупные ансамблевые образования. Целые созвездия ансамблей, создают сложную многоуровневую систему.

Внутреннее городское пространство Петербурга имеет 7 (семь) уровней организации (см. схемы):

1 уровень – пространство двора типичного петербургского дома брандмауэрного типа;

2 уровень – пространство улицы, сформированное рядом домов;

3 уровень – пространство площади, сформированное рядовыми домами с солирующим объемом (ансамбль 1 уровня);

4 уровень – пространство площадей, перетекающих друг в друга (система ансамблей 2 уровня);

5 уровень – объединенные пространства крупных островных частей города (Петроградская, Василеостровская, Адмиралтейская, Литейная);

6 уровень – главное городское пространство, соединяющее собой крупные островные части;

7 уровень – пространство невской дельты и террас, в котором исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников (пригородов) могут быть восприняты извне.

Передвигаясь по городу, попадая из одного организованного пространства в другое, человек начинает воспринимать город в целом как единый ансамбль, соразмерный человеку и обладающий большой силой художественного воздействия. В Петербурге много прекрасных зданий – шедевров архитектуры, но ни одно из них не существует само по себе, изолированно от окружения. Поэтому главная ценность всех памятников архитектуры Санкт-Петербурга обусловлена их включенностью в то гармоничное целое, частью которого они являются.

Санкт-Петербург для его создателя Петра Iбыл символом новой, преобразуемой им России, антиподом ненавистного ему средневековья. И Петербург оправдал надежды своего создателя. Он был столицей России именно в те 200 лет ее истории, которые характеризовались особенно мощным подъемом русской культуры.

Петербургу русская и мировая культура обязаны такими именами, как Пушкин, Гоголь, Достоевский, Глинка, Чайковский, Мусоргский, Блок, Стравинский, Ахматова, Набоков, Шостакович, Бродский, Довлатов, Лихачев. Образ города, городская среда Петербурга оказали заметное влияние на творчество этих мастеров, способствовали развитию их талантов. В то же время нельзя глубоко понять их творчество без знакомства с Санкт-Петербургом. Поэтому Петербург со своими окрестностями не только памятник градостроительного и ландшафтного искусства, но и памятник истории и культуры.

Бурное развитие капитализма в России, ослабление абсолютистской власти, жестко регламентирующей городское строительство, привели к тому, что к началу XXстолетия петербургская застройка начала выходить из-под контроля. Над городом нависла угроза появления небоскребов, бесцеремонного вторжения техницистской архитектуры в историческую среду и других бед, постигших многие европейские столицы. Но и здесь судьба Петербурга оказалась уникальной.

В 1913 году развитие его исторического центра практически прервалось. Первая мировая война, последовавшая за ней революция и Гражданская война послужили причиной прекращения всякого строительства в городе. А в 1918 году столица страны была перенесена в Москву.

В послереволюционный период новое строительство развернулось в основном на окраинах города, а исторический центр не претерпел никаких существенных изменений, сохранив для нас в неприкосновенности записанные в каменной летописи два века русской истории.

Достопримечательное место «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников», взятое в границах, включающих его предметы охраны и гарантирующих сохранение его целостности, является крупнейшим памятником истории и культуры, градостроительного и ландшафтного искусства XVIII – XIXвеков. Это ценнейшее культурное достояние заслуживает международной охраны и включения в Список всемирного наследия.

3. Достопримечательное место «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников» обладает выдающейся мировой ценностью, имеет культурную значимость, выходящую за пределы национальных границ и представляет всеобщую ценность для настоящих и будущих поколений всего человечества по следующим критериям:

Критерий I. Является шедевром творческого гения человека с точки зрения организации городского пространства, решенного в виде связной, многоуровневой системы ансамблей и групп ансамблей, а также с точки зрения городской архитектуры и дизайна. Единственное в своем роде и совершенное воплощение на обширном пространстве в течение 200 лет европейской идеи регулярного города, гармонизированного с ландшафтом, возникшее по единому замыслу, последовательно развивавшееся и хорошо сохранившееся.

Критерий II. Будучи сформирован под воздействием новаторских градостроительных тенденций эпохи барокко, образ Санкт-Петербурга и пригородных резиденций сам оказал решающее влияние на развитие архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства в России и в СССР в XVIII, XIXи XXвеках (перечень городов России, получивших регулярную планировку в царствование Екатерины II).

Критерий IV. Является выдающимся образцом имперского столичного города, иллюстрирующим важный этап становления российской континентальной цивилизации. В этом ряду находятся и другие имперские города, такие как Вашингтон (Сев. Америка), Бразилиа (Южн. Америка), Канберра (Австралия). Санкт-Петербург превосходит эти города по размерам, старше их и сыграл большую роль в культуре своей страны.

Критерий VI. Санкт-Петербург, будучи столицей Российского государства в XVIII и XIX веках, непосредственно связан с важнейшими историческими событиями этого периода в том числе, с вхождением России в западноевропейский исторический процесс на рубеже XVIIи XVIIIвеков, с революцией 1917 года и героической обороной города 1941 – 1944 годов в войне с фашизмом. Конная статуя Петра I, крейсер «Аврора» и Зеленый пояс Славы являются монументальными символами этих событий мирового значения.

Достопримечательное место «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников» удовлетворяет условиям аутентичности, поскольку источники информации, свидетельствующие о ценности объекта, являются весьма достоверными.

Культурная ценность объекта правдиво и достоверно выражается через такие признаки, как:

- Морфология городского пространства и природной среды;

- Системная взаимосвязь ансамблей;

- Архитектура зданий, материал конструкций и дизайн;

- Духовное и физическое восприятие городского образа общественным сознанием.

Объект удовлетворяет условиям целостности, как меры единства и неповрежденности культурного наследия и его признаков, поскольку включает все элементы, необходимые для выражения выдающейся мировой ценности, и имеет достаточные размеры, необходимые для полного представления особенностей и процессов, отражающих значение объекта. За время своего существования объект претерпел неблагоприятные воздействия (имеется в виду некоторое повышение высоты фоновой застройки в период на рубеже XIXи XXвеков, снос приходских храмов-доминант в советское время и не всегда удачная застройка «лакун» в 90-е годы XX века), повлекшие определенные деформации его параметров, которые, однако, можно счесть несущественными для основных предметов охраны достопримечательного места.

4. Предметом охраны достопримечательного места «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников» является образ города Санкт-Петербурга, запечатленный в общественном сознании. Его материальная составляющая представлена шестью пространственными системами, а именно:

- Исторически сложившимся планировочным каркасом Санкт-Петербурга, состоящим из улиц, дорог, набережных и фарватеров (охраняются красные линии улиц, набережных и площадей, композиционные оси и связи, исторические границы и их признаки на местности, соотношение между свободными, озелененными и застроенными пространствами, ритм и модуль застройки уличного фронта).

- Исторически сложившейся системой доминант и градостроительных акцентов, формирующих силуэт Санкт-Петербурга (сохраняются сложившаяся система доминант и градостроительных акцентов, их взаимное расположение, высота и силуэт с учетом возможного воссоздания утраченных приходских храмов и градостроительных акцентов);

- Исторически сложившейся системой общественных пространств, из которых воспринимается силуэт Санкт-Петербурга (охраняются конфигурация общественных пространств, виды и панорамы, открывающиеся с главных точек и трасс восприятия городского пейзажа, визуальные бассейны восприятия на всех уровнях пространственной организации);

- Исторически сложившейся застройкой, формирующей доминанты, градостроительные акценты и общественные пространства (охраняются здания-памятники, включенные в Единый государственный реестр объектов культурного наследия, выявленные объекты, здания рядовой фоновой застройки, их взаимное расположение, высотные характеристики, конфигурация кровель зданий, стилистика, тектоника, масштаб, материал стен, цвет, элементы дизайна и декора, тип организации уличного фронта, границы и габариты владельческих участков, брандмауэрный тип застройки);

- Сохранившимся археологическим слоем в местах утраченных ценных исторических зданий, ансамблей и фортификаций (охраняется археологический слой);

- Зданиями и общественными пространствами, непосредственно связанными с именами всемирно известных деятелей истории и культуры и с историческими событиями, имеющими всемирную значимость (охраняются интерьеры зданий, артефакты и уличный дизайн общественных пространств).

5. Границы объекта должны быть установлены так, чтобы гарантировать полное выражение выдающейся мировой ценности, целостности и аутентичности и включать все шесть пространственных систем (планировочный каркас, систему доминант, систему общественных пространств восприятия и застройку, включая памятники и рядовую фоновую застройку, ценный археологический слой, здания и места, связанные с именами и событиями, имеющими всемирную известность и значимость).

6. Границы буферной зоны объекта и режим ее содержания должны быть установлены так, чтобы гарантировать сохранение в неизменном виде восприятия исторически сложившегося силуэта Санкт-Петербурга из исторически сложившихся общественных пространств.

 

Additional information