Реставратор ли Илья Варламов?

VarlamovВчера мне, в общем-то, случайно, в YouTube на глаза попался ролик  "Найти, спасти и сохранить: фонд "Внимание" продолжает работу". Оказалось, что созданный по инициативе блогера Ильи Варламова год назад фонд развернул работы по пока "точечной" реставрации умирающих или заброшенных объектов культурного наследия по всей России  (признаюсь, ранее я об этом ничего не знал). Фонд не только собирает пожертвования на это благородное дело, но и мобилизует группы волонтеров, которые при участии профессионалов проводят работы по реставрационному ремонту зданий и их элементов. Деятельность фонда полностью прозрачна: он не только выпускает "отчетные" ролики (их уже десяток), но и публикует финансовые отчеты на собственном сайте. Есть страница "ВКонтакте". Гарантами качества проводимых работ являются уважение к сохранившимся конструкциям и материалам памятников,  их элементам и деталям, стремление к сохранению подлинности здания или сооружения, использование традиционных методик и строительных материаловВ целом это классический реставрационный ремонт, введенный в отечественную теорию и практику выдающимся реставратором П.П. Покрышкиным еще в начале ХХ в., метод, согласно формулировке ныне действующего закона об охране наследия, направленный на "поддержание в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны" (т.е. его культурно-ценностных характеристик).

О сохранении подлинности (аутентичности) ответственные власти больше говорят, чем делают. Так, в "Петербургской стратегии сохранения культурного наследия" много правильных рассуждений на эту тему, на деле же мы часто наблюдаем пренебрежение этим понятием - от "радикальных" реставраций с заменой большей части изначальной субстанции памятника до откровенных реконструкций и сноса конструктивно устойчивых объектов, даже новейшего времени (достаточно вспомнить историю сноса с последующим "воссозданием" Дома культуры им. Капранова). Фонд же уделяет подлинности первостепенное внимание: во второй части вышеупомянутого ролика Варламов простым и ясным языком подробно разъясняет эту позицию, основанную на приоритете сохранения исторической ценности объектов во всей полноте дошедших до нас временны́х слоев. Особенно ярко это проявляется в работе с деревом; образцом служит практика сохранения таких памятников в скандинавских странах и Финляндии, к опыту которой Варламов часто обращается.

Нельзя переоценить просветительскую сторону деятельности фонда: он прививает молодежи любовь к истории, воплощенной в нашей архитектуре, к бесценному историческому материалу, который мы обязаны сохранить - хотя бы во имя будущих поколений. И на словах (а ораторских способностей Варламову не занимать), и на деле, в организации волонтерских молодежных групп и восстановительных работ, фонд пропагандирует бережное отношение к нашему наследию, выполняя важнейшую социальную функцию - в полном согласии с Конституцией РФ.

Вернемся к вопросу, вынесенному в заголовок этого материала.  По нашему мнению, право считаться реставратором Варламову дает не только его архитектурное образование, но и, главным образом, то, что деятельность основанного им фонда протекает в согласии с духом и основополагающими принципами реставрации, воплощенными в "Венецианской хартии" и других международно признанных методических актах. Эта позиция основана на понятиях общественной ценности, подлинности и целостности культурного наследия, на профессиональных знаниях и этике, а не на титулах и званиях, порой мало соответствующих результатам практической деятельности тех, для кого реставрация стала бизнесом, кто нашел свое теплое место в системе, основанной не на возрождении умирающего наследия, а на "освоении" избирательно выделяемых государством колоссальных средств. Однако именно они зачастую это наследие убивают (что, к примеру, произошло в петербургском Летнем саду, а сейчас происходит в выборгском Монрепо). Либо же таинственным образом исчезают, о чем свидетельствуют сенсационные процессы последнего времени.

В завершение нельзя не вспомнить о недавнем "жестком" ролике Варламова, посвященном результатам реставрации стен Петропавловской крепости в середине 2000-х, в результате которой нанесенная тогда "штукатурная броня" ныне отслаивается вместе с фрагментами подлинной кладки. Оппонент автора Р. Даянов не смог противопоставить ему ничего, кроме своих регалий, а также не имеющих отношения к проблеме советов самому отправиться на стройку "с кайлом и в ватнике"...

С. Горбатенко

  • Печать