Возрождение Берлинского дворца
29 мая 2020 г. в Германии произошло важнейшее, можно сказать, символическое событие: на купол воссоздаваемого Берлинского дворца, будущего Гумбольдт-форума, подъемный кран поднял фонарик-лантернин, увенчанный крестом. Осталась в прошлом полемика о том, насколько уместно международному культурному центру размещаться под символом только одной из мировых религий. Первая стадия открытия Форума должна состояться в декабре 2020 г., полностью его предполагается открыть летом следующего года.
Берлинский дворец. Фиксация веб-камеры 14.06.2020. https://cam01.berlinerschloss-webcam.de/
Об истории дворца, о его разрушении в 1950 г., о дискуссиях, связанных с восстановлением, мы рассказали в статье 2009 г. «Будущее Берлинского дворца» и на планшетах выставки к 300-летию со дня смерти Андреаса Шлютера, выдающегося мастера барокко, автора архитектурной концепции этого здания, последний год жизни которого прошел в Санкт-Петербурге. Здесь он работал в Летнем саду и Летнем дворце, проектировал и строил в Кронштадте и Петергофе, дал идею «дуги» дворца в Ораниенбауме, изобретал вечный двигатель, оставил учеников, внесших важный вклад в строительство новой столицы России.
Планшет выставки к 300-летию со дня смерти А. Шлютера. 2014. ГМИ СПб
Сегодня в центре Берлина вновь возвышается главное творение Шлютера (дополненное после его драматического отстранения от строительства в 1706 г. И.Ф. Эозандером и М.Г. Бёме). В процессе регенерации центрального городского ансамбля получила историческое завершение перспектива Унтер-ден-Линден, возродилась осевая композиция Берлинский дворец – Люстгартен – Старый музей, вновь сформировалась Дворцовая площадь, получил завершение ансамбль Музейного острова, то, что до войны называлось «Gesamtkunstwerk Berlin» – «Средоточие берлинских произведений искусств». Из небытия является колоссальное здание в стиле барокко, но, в соответствии с заданием и принципами Венецианской хартии включающее ясно обозначенные элементы нашего времени. Завершается восстановление знакового ансамбля, важнейшего для национальной идентичности Германии, такого, как московский храм Христа Спасителя и дворцовые пригороды Санкт-Петербурга для России, исторические центры Варшавы и Гданьска для Польши. О масштабном замысле создания в нем культурно-музейного центра мирового значения, Гумбольдт-форума, можно судить по выступлению Президента Фонда прусского культурного наследия Германа Парцингера.
Поучительным является то, как, с привлечением всех способов информирования общественности, в условиях полной прозрачности, была организована кампания по пропаганде выдающегося объекта национального наследия и сбор средств на его возведение, исходя из принципа государственно-частного партнерства. И, несмотря на то, что бόльшая их доля была выделена из государственного бюджета, грамотная организация дополнительного финансирования (с привлечением самого широкого круга участников, от крупных фирм до частных лиц) не только позволила привлечь дополнительные средства, но и породить у немецкого общества чувство причастности к важному для всех делу.
Я не намерен пересказывать сведения о дворце и его восстановлении – ими полон Интернет, на эту тему написаны десятки книг и сотни статей. Постараюсь ограничиться тем, что мне удалось наблюдать собственными глазами, во время поездок в Берлин в 2004-2020 гг. Поскольку в самом здании мне не удалось побывать, здесь не будет уделено внимания важнейшим темам его функциональной организации и структуры внутреннего пространства.
Впервые приехав в Берлине в 2004 г., я нашел на месте дворца реликты ушедшей эпохи ГДР – Дворец Республики и бескрайнюю парковочную площадку, «рану в центре Берлина», перед ним. В это время мне еще было неизвестно о предстоящих планах восстановления дворца, иначе я бы обязательно взглянул на первые раскопы, вскрывшие фундаменты его западной части. Не было мне известно и о статье издателя Вольфа Йобста Зидлера 1992 г., опубликованной вскоре после объединения Германии: «Das Schloss lag nicht in Berlin – Berlin war das Schloss» (дословно «Замок был не в Берлине - Берлин был замком»), в которой автор дал толчок общественной дискуссии о необходимости восстановления шедевра А. Шлютера. В том же 1992 г. была создана Ассоциация друзей Берлинского дворца для решения задач поддержки идеи и аккумуляции необходимых для этого средств. В 1993-1994 гг. был построен макет дворца в натуральную величину - «симуляция» на основе строительных лесов, обтянутых снаружи «обоями» с написанными на них фасадами. Это напомнило берлинцам о градостроительной значимости утраченного здания, подготовило почву для принятия решения о его воссоздании.
В следующий раз, приехав в Берлин в 2006 г., я застал Дворец Республики уже в состоянии демонтажа. Со здания снимали детали, обнажался его стальной скелет. Этот процесс продолжался до конца 2008 г., когда образовавшийся котлован временно был засыпан гравием и песком. В мае 2010 г. на месте здания уже простирался обширный газон, пересеченный дощатыми «тропами». Летом 2011 г. здесь была устроена инсталляция – на траву «выпустили» стадо синих пластиковых овец.
Важным средством пропаганды дворца стал «Инфоцентр», открытый Ассоциацией друзей Берлинского дворца в 2005 г., в восстановленном после войны здании на Хаусфогтайплац, 3-4. Впервые я оказался в нем в марте 2008 г. Увиденное не могло не вызвать восхищения: в нескольких комнатах первого этажа была размещена экспозиция с большим макетом центра Берлина 1900 г., включающим дворец, планшеты с материалами по нему, как историческими, так и недавнего времени, отражающими архитектурную идею восстановления и общественные дискуссии по этой проблеме. Важное место занимали гипсовые отливки архитектурных деталей в натуральную величину: ведь фасады дворца представляли собой настоящую сокровищницу скульптурных произведений А. Шлютера и его последователей! Все желающие могли получить консультации дежурных специалистов.
Постер в обрамлении архитектурных элементов в «Инфоцентре» призывал: «Без денег нет дворца! Стань спонсором! Мы просим ваших пожертвований на реконструкцию… Любая сумма имеет значение! Или закрепите здесь за собой элемент дворца! Ваше имя будет жить вечно с завершением реконструкции. Будьте связаны со дворцом!». Внести пожертвования можно было на месте. Внесший определенную сумму на восстановление дворца получал право иметь включенный в фасад дворца «собственный» именной камень или деталь.
Также в «Инфоцентре» размещались небольшой зрительный зал, в котором на экранах мониторов демонстрировались 3D изображения будущего дворца, магазин с посвященными дворцу сувенирами и книгами, стенд с буклетами и другой бесплатной печатной продукцией. Здесь особо необходимо отметить издающийся массовым тиражом «Берлинер экстраблатт», сначала в газетном, а затем в журнальном формате. В этом специально посвященном восстановлению дворца издании до сегодняшнего дня отражаются все связанные с этим политические, архитектурные и строительные события, публикуются исторические материалы, примеры восстановления утрат в зарубежных странах, предложения к пожертвованиям и подробные отчеты о сборе средств. В крупнейших городах Германии назначены уполномоченные за консультации и сбор средств на восстановление определенных элементов дворца.
Обстоятельства проведения и результаты архитектурного конкурса 2008 г. на проект нового дворца освещены нами в упомянутой выше статье. Здесь мы напомним только, что первую премию с правом реализации получил проект итальянского архитектора Франко Стеллы, а в числе особо отмеченных был проект нашего соотечественника, выпускника петербургской Академии художеств Сергея Чобана.
Материалы проектов, после подведения итогов конкурса в Бундестаге, демонстрировались во Дворце кронпринца на Унтер-ден-Линден зимой 2009 г. Основное внимание авторов, ограниченных заданием точного воссоздания трех внешних фасадов и трех сторон «двора Шлютера», было сосредоточено на восточном фасаде, обращенным к Шпрее. Некоторые конкурсанты включали в него аллюзии существовавшего здесь фасада древнего замка XV-XVII вв., ренессансной дворцовой аптеки и даже Дворца Республики; были и предложения установить здесь высокую «кампанилу». Творческих усилий также требовала организация пространства второго, западного, двора. В ряд проектов были внесены новации, порой очень смелые, в венчающие части здания. Так, было предложено насадить по краю крыши, на которой устраивался ресторан, аллеи или завершить ее закрученной винтом «воронкой».
Важную роль в процессе предпроектных исследований играли археологические раскопки. Первые шурфы, о которых уже упоминалось, были устроены в 1990-х гг.; к ним на исходе 2008 г., в преддверии широкомасштабных раскопок, были проложены деревянные мостки. На ограждающих их парапетах были смонтированы исторические материалы, что помогало каждому желающему распознавать находящиеся перед глазами подлинные остатки, ощущать свою причастность к проводимым исследованиям. Это стало действенным методом пропаганды наследия.
Раскопки продолжались с 2009-го до начала 2012 г. И если на месте Дворца Республики при устройстве его котлована в 1970-х гг. все следы предшествующих сооружений (включая части ренессансного замка и дворца, возведенного Шлютером) были полностью уничтожены, то на месте западной части И.Ф. Эозандера были сделаны многочисленные находки. Достаточно сказать, что были исследованы остатки Доминиканского монастыря XIV в. и его сводчатого погреба, средневековое кладбище, а также подземные сооружения последующих эпох, вплоть до караульного помещения последнего германского императора. Найдены и следы чудовищных взрывов 1950 г., разрушивших здание. Сохранившиеся фрагменты подлинного Берлинского дворца и монастыря будут экспонироваться в подземном пространстве Гумбольдт-форума.
В 2010-2011 гг. у площадки, на которой должно было начаться строительство дворца, на Унтер-ден-Линден, был возведен новый информационный центр – Гумбольдт-бокс. Компактное четырехэтажное здание динамичной, подчеркнуто современной (но с аллюзиями фахверка!) архитектуры, строилось как временное (оно было демонтировано в начале 2019 г.). Гумбольдт-бокс «принял эстафету» пропаганды проекта дворца у «Инфоцентра», но на качественно новом уровне. Второй этаж функционально соответствовал последнему (макет центра города, сведения о старом Берлинском дворце и новом Гумбольдт-форуме, магазины, информационное обслуживание, обеспечения сбора пожертвований). Непрерывно демонстрировались видеоролики, в том числе планы и 3D построения. Поражало разнообразие приемов привлечения пожертвований: так, для приобретения представленного в магазине антиквариата и букинистической литературы предлагалось участвовать в аукционе, можно было купить подлинные кирпичи, срезы деревянных конструкций дворца и даже «подарочные пакеты» с кусочками элементов (все доходы, естественно, шли в фонд восстановления).
На двух верхних этажах располагались выставочные залы, раскрывающие концепцию Гумбольдт-форума в качестве универсального культурного центра всех времен и народов. Здесь выставлялись экспонаты из Музейного центра Берлина-Далема, которые должны будут занять место во дворце, проводились мероприятия и выставки. Из последних, в связи с интересом к Ораниенбауму, мне наиболее запомнилась посвященная происхождению и видам цитрусовых растений, их плодам, на которой я, наконец, увидел настоящий померанец.
Последний этаж занимало кафе с открытой террасой, откуда открывались панорамы и виды центра Берлина, в том числе перспектива Унтер-ден-Линден. Отсюда же было удобно наблюдать за археологическими раскопками, а затем – за восстановлением дворца. Для того, чтобы продемонстрировать жителям и гостям города, как он будет выглядеть в завершенном виде, поблизости, у моста через Шпрее, в конце 2011 г. был возведен фрагмент двух верхних этажей здания, с карнизом и балюстрадой, в натуральную величину и в натуральных материалах.
Подготовительные работы по возведению Гумбольдт-форума начались в 2012 г., по завершении археологических раскопок. Первый камень в его основание заложил 12 июня 2013 г. Президент Германии Йоахим Гаук. Здание сооружалось в монолитном железобетоне, методом скользящей опалубки, с последующей «одеждой» из красного кирпича, на которой крепились декоративные детали (эту технологию можно было увидеть на торце вышеописанного фрагмента). За процессом строительства желающие и сегодня могут наблюдать в Интернете, в режиме реального времени, посредством четырех веб-камер, установленных с разных сторон здания и фиксирующих его каждые 15 минут.
Параллельно, на отдельной площадке в пригороде Шпандау, шла сложная и трудоемкая работа по подготовке бесчисленного множества барочных элементов фасадного декора. Нам повезло увидеть собственными глазами и тщательную реставрацию сохранившихся подлинных элементов, в том числе статуй работы А. Шлютера, и воссоздание утраченных деталей по фотографиям, с изготовлением лепных моделей с последующим их воспроизведением в натуральном материале – песчанике.
К концу 2013 г. приобрел зримые очертания первый этаж здания, к маю 2014-го - второй, в июне возводился третий. В конце этого года бетонная коробка здания уже существовала во всю высоту. В 2014 году исполнилось 300 лет со дня смерти Андреаса Шлютера, и на проведенных в связи с этим выставках, большой в Берлине и скромной в Санкт-Петербурге, Берлинскому дворцу, его главному творению, было уделено особое внимание.
Строительство Гумбольдт-форума продолжалось с прежней энергией. В апреле 2015 г. был готов нижний ярус барабана купола над западным фасадом, в мае – верхний, сооружалась кровля. К юбилею Победы на противоположной стороне улицы, в Люстгартене, были размещены огромные постеры с фотографиями полуразрушенного Берлина и берлинцы с интересом сравнивали вид дворца 1945 г. с вновь возводимым зданием.
В течение лета 2015 г. были смонтированы конструкции полусферы купола и объем дворца приобрел завершенные очертания. Началась облицовка бетонных стен кирпичом, монтаж архитектурных деталей. Этот процесс продолжался в 2016 г. Посетители Гумбольдт-бокса могли наблюдать за этим с верхней террасы практически вплотную. Брутальный восточный фасад Франко Стеллы, обращенный к Шпрее, выглядел практически завершенным (исключая оконные заполнения). Его уже украшала надпись “HUMBOLDT FORUM”.
Весной и летом 2017 г. активно велись работы по порталам – наиболее насыщенным пластическими элементами и скульптурой частям фасадов. Началась чистовая отделка фасадов (их участки на это время закрывали гигантскими рекламными постерами). В сентябре мы увидели такой участок, обращенный к Люстгартену, в практически завершенном состоянии, а год спустя нам открылся расположенный рядом портал V, ведущий во Двор Шлютера. На фигурах герм-атлантов, поддерживающих балкон, контрастно выделялись включенные в композицию сохранившиеся исторические блоки. Той же осенью 2018 г. начал постепенно освобождаться от лесов противоположный, южный фасад с мощным колонным порталом I и изящной угловой «ронделью».
Весну 2019 г. Гумбольдт-форум встретил с почти завершенным фасадами, за исключением западного, с парадным III порталом Эозандера, и барабана купола над ним: они были еще полностью одеты лесами. Зато северный фасад дворца зимой, после демонтажа Гумбольдт-бокса, открылся во всю длину. С лестницы Старого музея это представлялось чудом возрождения центрального ансамбля Берлина. На Рождество купол был в процессе окрытия медью, на нем устроили круглые люкарны. И, наконец, 29 мая он был увенчан лантернином с крестом.
Нельзя не упомянуть о том, что, одновременно с Берлинским, восстанавливался другой городской дворец – в Потсдаме. Его судьба была похожей: возведенный в середине XVII в., перестроенный и расширенный сто лет спустя, он был поврежден во время бомбардировки в апреле 1945 г. Руины были снесены властями ГДР в 1959 г. Первыми в начале нынешнего тысячелетия были восстановлены парадные Ворота Фортуны, а затем, в 2010-2014 гг., сам дворец. Сегодня в нем размещается ландтаг земли Бранденбург. Регенерируется архитектурная среда: в исторических архитектурных формах восстанавливаются утраченные прилегающие городские кварталы.
Сегодня, как свидетельствуют веб-камеры Гумбольдт-форума, леса не сняты только с его западного портала (их обещают снять к середине июля). Близка к завершению терраса со спусками на набережной Шпрее, благоустраивается территория. Основные работы ведутся внутри здания, монтируются его экспозиции. Почетное место в них займут сохранившиеся скульптуры А. Шлютера, выполненные им для Берлинского дворца.
С. Горбатенко
Фотографии, за исключением первой, выполнены автором.