Возрождение Берлинского дворца

29 мая 2020 г. в Германии произошло важнейшее, можно сказать, символическое событие: на купол воссоздаваемого Берлинского дворца, будущего Гумбольдт-форума, подъемный кран поднял фонарик-лантернин, увенчанный крестом. Осталась в прошлом полемика о том, насколько уместно международному культурному центру размещаться под символом только одной из мировых религий. Первая стадия открытия Форума должна состояться в декабре 2020 г., полностью его предполагается открыть летом следующего года.

BS1

Берлинский дворец. Фиксация веб-камеры 14.06.2020. https://cam01.berlinerschloss-webcam.de/

Подробнее...

Памяти Марка Ивановича Коляды

Ниже мы помещаем воспоминания о Марке Ивановиче Коляде члена Союза архитекторов России

Сергея Львовича Сены

Kol

Марка Ивановича я считаю одним из своих учителей. Близко мы с ним познакомились во время экспедиции по восточным районам Ленинградской области в 1980 году. В Москве шла Олимпиада, умер Высоцкий … А мы, вчетвером (Марк Иванович, историк Галя Петрова и мы — Рита Тосенко и я — студенты архитектурного факультета ЛИСИ) пешочком, с рюкзаками, с непременными фанерками, которые превращались в столики для чертежей (вроде бы изобретение Марка Ивановича), с запасом еды (консервы, крупы, макароны — все-таки голодное время было) осваивали Лодейнопольский, Подпорожский, Тихвинский и Бокситогорский районы Ленинградской области. 

Выискивали памятники деревянного зодчества, посещали храмы. реставрированные по проектам Коляды. Это были храмы в Юксовичах, Щелейках, Гоморовичах.

Подробнее...

Ушел из жизни старейший представитель ленинградской школы реставрации Марк Иванович Коляда

Время неумолимо... Уходят лучшие представители реставрационной науки и практики. Вот и Марк Иванович Коляда покинул наши ряды. Это произошло 31 мая. Огромная потеря и для всех нас, и для памятников, особенно произведений деревянной архитектуры, самых беззащитных и уязвимых!

img328 

 

 

 

 

 

 

На снимке справа - М.И. Коляда во время поездки в 1990-х гг. по Норвегии, где российские специалисты знакомились с древнейшими памяниками деревянного зодчества.

СГ 

Потемкинские Островки: возвращение из небытия и перспективы возрождения

Ostrovki

Ровно 30 лет назад в Список всемирного наследия был включен петербургский объект «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников». Одним из его элементов стал ландшафтный комплекс Островки, по признанию современников – самое красивое место на Неве. Красота эта прежде всего обусловлена речной излучиной с расположенными здесь несколькими островами, на которые открываются замечательные виды с проходящих мимо судов и, в свою очередь, виды на острова и течение Невы с берегов. В 1770-х гг. эти виды оценила Екатерина II. Она подарила расположенную здесь мызу Григорию Потемкину. Тот разбил сад, построил дворец и назвал мызу Островки. Екатерина была гостьей Потемкина здесь дважды, в 1785 и 1786 гг.

Подробнее...

Об искажении облика набережных рек и каналов Санкт-Петербурга

Naberej"Санкт-Петербургские ведомости" опубликовали 19 февраля беседу журналиста и краеведа Сергея Глезерова с известным археологом и градозащитником Виктором Коренцвитом о переменах в петербургских набережных, которые после ремонтов приобретают облик, имеющий мало общего с историческим. Всё чаще и чаще в нашем городе встречаются случаи, когда отказ от традиционных технологий и неуважение в методам классической реставрции, помноженные на стремление как можно скорее "освоить" выделяемые средства и казенное отношение органов охраны к возложенным на него обязанностям наносят непоравимый ущерб Санкт-Петербургу.

См. материал на с. 4:    spbved_20_02_19.pdf  

Заявление Санкт-Петербургского Союза Архитекторов в связи с разрушением СКК

SKKmЗдесь мы размещаем заявление Санкт-Петербургского Союза Архитекторов в связи с произошедшим 31 января трагическим событием - разрушением СКК, выдающегося образца архитектуры ленинградского "романтизма" 1960-70-х годов, безусловно, заслуживавшего быть поставленным под охрану, в чем ему в прошлом году отказал КГИОП. Мы полностью присоединяемся к авторам заявления.

Заявление СПб СА:   SKK-SPbSA.pdf

В Выборге установили памятную доску художнику Николаю Рериху

Rerih
В Выборге установили памятную доску художнику Николаю Рериху. Подробнее - в материале по ссылке: 
https://abnews.ru/2019/12/11/v-vyborge-ustanovili-pamyatnuyu-dosku-hudozhniku-rerihu/
Последние две недели проектом памятной доски интересуются почитатели художника из разных уголков света. Вчера писали из Нью-Йорка, день назад из Берлина, до этого из Дели.
 
 
 
Сердечно благодарю всех, кто помогал с реализацией этого проекта!
Пусть добро, свет в ваших сердцах и душах всегда будут с вами и озаряют ваш жизненный путь! ❤
Анастасия Мартынова, член ИКОМОС

Члены Ярославской организации Союза архитекторов России против проекта реконструкции жилого комплекса 1930-х гг.

Мы помещаем здесь открытое обращение членов Ярославской организации Союза архитекторов России заместителю председателя правительства Ярославской области Р.А. Колесову с протестом против проекта реконструкции ("реновации") жилого комплекса Завода синтетического каучука (СК) 1932-1934 гг. на проспекте Октября. Радикальная реконструкция угрожает не только фактически полным сносом ценного исторического ансамбля эпохи модернизма, но и появлением громоздкого жилого комплекса, совершенно несомасштабного сформировавшейся застройке проспекта. Прилагаем посвященную комплексу СК статью доктора архитектуры Н.С. Сапрыкиной.

111а m

YaroslavlLetter.pdf      N.Saprikina.pdf

Обращение поддерживаю. Лосев Николай Александрович, архитектор, член Союза архитекторов России с 1982 года, членский билет №1625, почетный гражданин города Рыбинска Ярославской области

В защиту архитектурного образа СКК "Петербургский"

SCC

В споре об историко-культурной ценности и праве быть включенным в государственный реестр ОКН спортивно-концертного комплекса "Петербургский" мы решительно встаем на сторону защитников этого спортивного сооружения - его архитектуры и композиции, расположения в окружающем открытом ландшафте. Лаконичный цилиндрический объем, основанный на ритмическом сочетании вертикальных пилонов с "жалюзийными" членениями проемов и напряженными дугами верхнего "мембранного" яруса, в контрасте в мощным стилобатом порождают выразительный образ монументального  и в то же время легкого сооружения. Это - прекрасный образец архитектуры ленинградского "романтизма" 1960-70-х годов, эпохи воспоминаний об "оттепели" и веры в светлое будущее, нашедшей отражение прежде всего в спортивных и подобных им объектах - таких, как Морской вокзал в Гавани. СКК - очень "петербургское" сооружение: недаром доктор архитектуры В.Г. Лисовский определил его композиционную основу, как "классическую". Терять такое сооружение город не имеет морального права. Вопрос внутренней реконструкции предстоит решить, но, несомненно, должно сохраняться и продолжать "работать на интерьер" замечательное мембранное перекрытие. 

Подробнее...

Реставратор ли Илья Варламов?

VarlamovВчера мне, в общем-то, случайно, в YouTube на глаза попался ролик  "Найти, спасти и сохранить: фонд "Внимание" продолжает работу". Оказалось, что созданный по инициативе блогера Ильи Варламова год назад фонд развернул работы по пока "точечной" реставрации умирающих или заброшенных объектов культурного наследия по всей России  (признаюсь, ранее я об этом ничего не знал). Фонд не только собирает пожертвования на это благородное дело, но и мобилизует группы волонтеров, которые при участии профессионалов проводят работы по реставрационному ремонту зданий и их элементов. Деятельность фонда полностью прозрачна: он не только выпускает "отчетные" ролики (их уже десяток), но и публикует финансовые отчеты на собственном сайте. Есть страница "ВКонтакте". Гарантами качества проводимых работ являются уважение к сохранившимся конструкциям и материалам памятников,  их элементам и деталям, стремление к сохранению подлинности здания или сооружения, использование традиционных методик и строительных материаловВ целом это классический реставрационный ремонт, введенный в отечественную теорию и практику выдающимся реставратором П.П. Покрышкиным еще в начале ХХ в., метод, согласно формулировке ныне действующего закона об охране наследия, направленный на "поддержание в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны" (т.е. его культурно-ценностных характеристик).

Подробнее...

Additional information